Маркировка молочной продукции

В Российской Федерации внедрена система стандартизации маркировки продукции «Честный знак». Программа призвана отслеживать «жизненный» цикл молока и молочных производных от момента выпуска с конвейера до реализации.

Что из себя представляет маркировочный код Data Matrix

Российский криптографический код, считываемый сканерами, используется для защиты от подделок и гарантии производителями должного качества товаров. Маркировка молока и молочной продукции шифруется при помощи Data Matrix. Ярлык кодирует четыре элемента данных, предусмотренных законодательством РФ:

  • глобальный код продукции;
  • серийный номер;
  • криптографический ключ;
  • криптографический код.

2D коды представляют собой двумерную матрицу — графическую запись информации в виде двухмерных картинок, составленных из черных и белых квадратов. Изображение доступно для сканирования с помощью мобильного телефона с цифровой камерой, оснащенной приложением для считывания. Двумерный код поддерживает цифровую графику, например, фотографию или звук.

Data Matrix похожи на QR-коды. DM имеют ряд преимуществ перед аналогом:

  1. Стандарт Data Matrix сохраняет больший объем информации на ярлыке меньшей площади.
  2. 2D-код обладает устойчивостью к повреждениям. Уровень исправления ошибок превышает показатель конкурента. Это означает, что если разрушено до 30% поверхности, мощные алгоритмы обеспечивают успешное декодирование. Сканеру Data Matrix прочесть легче, чем QR-код.
  3. DM подходят для маркировки малогабаритных изделий и круглых поверхностей.
  4. Уровень контрастности картинки не имеет значения для читабельности скана.
  5. Для считывания кодов Data Matrix используются сканеры камер. Оптические устройства захватывают код в двух направлениях, независимо от ориентации. Другими словами: не имеет значения, в какую сторону повернут символ при сканировании. Чтение кода доступно в любом положении (0-360°).

DataMatrix формируется системным оператором. Шифр невозможно скачать, фальсифицировать, похитить. Это неповторимый идентификатор, полученный определенным молочным продуктом, по факту чего становится возможной продажа товара. Маркировка предназначена для отслеживания маршрута движения молока от производителя к розничной сети.

Как это работает

Для присвоения идентификационных кодов DataMatrix понадобится:

  • создать на сайте системы «Честный Знак» личный кабинет пользователя;
  • разместить сведения о продукции в базу данных для мониторинга;
  • изложить информацию в реестре номенклатурных позиций, подлежащих маркировке;
  • получить коды, которыми будет осуществляться маркировка молока и молочных продуктов.

Для регистрации в программе «Честный знак» собственник компании или его представитель получает документ, удостоверяющий оригинальность электронной подписи.


Механизм работы системы делится на 5 этапов.

1-й уровень

Заявление о присвоении кодов подает уполномоченный Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) экономический агент. Это может быть производитель, оптовик, розничный торговец или импортер, зарегистрированный в системе «Честный знак». ЦРПТ отправляет заявителю уникальные коды для маркировки каждого вида молочной продукции. Таким образом товар включается в реестр системы «Честный Знак».

Этап 2

2D-код становится нередактируемым паспортом молочного продукта, позволяющим ему «путешествовать» по цепочке поставок. Любое изменение владельца/хранителя должно быть зарегистрировано в реестре.

Этап 3

Когда товар достигает места назначения, получатель сканирует продукт. Подтверждение передачи молочной продукции поступает в систему «Честный Знак», после чего товар может быть отпущен или продан покупателю.

Этап 4

Продавец или организация, реализующая товар, должны иметь подключенный к интернету кассовый аппарат с установленным программным обеспечением. Устройство оснащено сенсорным экраном, 2D-сканером штрих-кода, сканером платежных карт и принтером в стандартной комплектации.

После сканирования продукта при его выпуске/продаже касса отправляет в систему «Честный Знак» уведомление о том, что код маркировки молока вышел из обращения. Если отсканированные данные не совпадают со сведениями из реестра маркированной продукции, товар является контрафактным. Партия или отдельный продукт, не соответствующий требованиям системы, не подлежит реализации.

Этап 5

Последний шаг принадлежит потребителю. Конечный получатель использует приложение «Честный знак» для сканирования кода Data Matrix на маркировке упаковки. Тем самым покупатель проверяет подлинность молочной продукции и получает доступ к ряду сведений о товаре. Потребителю в электронном виде доступна информация о составе и месте происхождения продукта, сроке годности, номере партии. Если приложение выводит сообщение о несоответствии данных, хранящихся в 2D-коде, материалам в реестре, клиент вправе сообщить о проблеме напрямую в ЦРПТ.

Алгоритм работы с маркировкой молочной продукции для магазинов

Для соблюдения требований законодательства розничная торговля придерживается следующих правил:

  • принятие товаров на баланс в соответствии с документацией;
  • сканирование кодов, нанесенных на упаковку, с целью постановки партии на учет;
  • реализация молока и молочных продуктов с выгрузкой данных из системы по факту продажи.

На сегодняшний день цифровым кодом DataMatrix не маркируют 100% молочной продукции. В регламент не включены товары, масса которых в упаковке не превышает 30 граммов. Эту категорию кодируют только при продаже оптом. Маркировку не проставляют на товарную группу, применяющуюся для детского и профилактического питания. Не включены в перечень и весовые формы.

Предписания контролирующих органов свидетельствуют, что торговые точки самостоятельно оформляют заказ на печать кодов только в случае, когда маркировка производителя нарушена.

Стоит ли внедрять коды Data Matrix

Правила, касающиеся системы «Честный знак», отличаются строгостью. Компании, совершившие нарушения, рискуют финансовым благополучием из-за штрафных санкций. Лица, допустившие несоблюдение требований законодательства, подвергаются уголовному преследованию.

Веский аргумент в пользу внедрения кодов Data Matrix — 2D-коды применимы для маркетинговой деятельности и повышают эффективность продаж. С ними связывают программы лояльности. Система устраняет необходимость в посредничестве поставщиков данного вида услуг. Благодаря кодам Data Matrix и поддерживающему приложению производитель напрямую общается с конечным получателем, регулирует специальные предложения или скидки.

Программа для чтения 2D-кодов предоставляет производителям и поставщикам следующие возможности:

  • способствует лояльности и удержанию клиентов;
  • обеспечивает доступ к актуальным данным о продажах;
  • позволяет персоналу анализировать потребительские тенденции;
  • снижает риск «конкуренции» со стороны изготовителей и торговцев контрафактной продукцией;
  • создает привлекательные программы поощрения для продавцов, представляющих бренд.

Результатом этих мероприятий становится увеличение продаж и товарооборота компании.

На кого возложена обязанность по проставлению кодов

Маркировка молочной продукции распространяется на следующие категории участников промышленно-торгового процесса:

  • предприятия, выпускающие товары из молока в РФ;
  • оптовиков и импортеров молочной продукции;
  • розничных продавцов;
  • пункты общественного питания.

При осуществлении поставок из ЕАЭС, объединяющего некоторые страны постсоветского пространства и ряд других участников зоны свободной торговли, коды для маркировки распечатывают до пересечения границы. В случае импорта из других государств, шифр вводят до начала процедур, связанных с таможенным оформлением.

Как маркируют молочную продукцию

Разработано 3 метода нанесения зашифрованных данных:

  1. В типографии: компания-производитель оформляет заказ на печать упаковки с параллельным нанесением кода. Указав типографию в качестве поставщика услуг, клиент соглашается, что печатный центр получит серийные номера и размножит в качестве матричных кодов на упаковочном материале. В такой ситуации заказчику не понадобится дополнительное оборудование.
  2. Вариант нанесения 2D-кода на товар посредством принтера. С этой задачей справляется техника для каплеструйной и термоструйной печати. В сценарии прямой маркировки серийные номера зашифровываются в коды Data Matrix и наносятся на потребительские упаковки во время производства.
  3. Нанесение данных на этикетку. При наличии необходимых приспособлений печать производят самостоятельно или заказывают этикетки в типографии. Размер значка влияет на расход материалов, таких как чернила и растворители. Впоследствии наклейку с шифром переносят на продукцию.

Выгода сотрудничества с типографией состоит в том, что в обязательства персонала входит проверка читабельности отпечатанных сведений. В случае возникновения проблем со сканированием данных, типография обязуется перепечатать партию.